Остеопатическое лечение задержки речевого развития

Остеопатическое лечение задержки речевого развития
18.01.2015

Задержка речевого развития, нарушения речи (алалия, дислалия, заикание и др.) у детей школьного возраста – довольно распространенное явление. По разным данным, в логопедической помощи нуждаются от 20 до 30% учащихся. Такие дети часто испытывают трудности с правописанием (дисграфия). 

Дети с выраженными нарушениями речи и других высших психических функций не могут успешно учиться, усваивать общеобразовательную программу.Около 50% стойко неуспевающих в начальных классах переводятся в категорию умственно отсталых.

Среди причин дислалии, помимо психологических проблем, логопеды называют также и физические, в том числе снижение слуха, неправильный прикус и другие.

Остеопатический подход, наряду с использованием стандартных методик лечения и коррекции, позволяет охватить проблему более целостно, не ограничиваясь какой-то одной узкоспециализированной сферой воздействия. Остеопат рассматривает проблему речевого развития в составе единого организма ребенка. Данные остеопатического тестирования позволяют предположить наличие функциональных изменений, более точно выявить страдание тех или иных структур.

С точки зрения остеопата причинами дислалии и других нарушений могут быть внутриутробное поражение центральной нервной системы (ЦНС), родовая травма, тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание, прививки. Перечисленные события, так или иначе, приводят к возникновению напряжений в мышцах и связках, поддерживающих функцию речевого аппарата, нарушению мозгового кровообращения, ухудшению питания участков мозга, ответственных за развитие речи. В результате нарушается речевая функция.

Остеопатическое лечение здесь заключается в восстановлении нормального кровоснабжения, устранении напряжений в мышцах и связках. С одной стороны, лечение является локальным, основное воздействие ведется на проблемную зону (кости черепа, мышцы шеи, дна ротовой полости, языка, шейный отдел позвоночника и др.). С другой стороны, остеопатический подход подразумевает глобальность, то есть лечение конкретной проблемы в составе целостного организма, гармонизация взаимоотношений проблемной области и всего тела в целом (в свете глубоких знаний механических и рефлекторных связей тканей и органов). Поэтому  желательно включение остеопата в работу с ребенком наряду с неврологом,логопедом, педиатром. Остеопатическая коррекция позволяет быстрее устранить функциональные проявления нарушений речи, а также, зачастую, существенно уменьшить проявления органического страдания мозга у детей.

Чем раньше выявлено нарушение, тем эффективнее его лечение.

К сожалению, традиционные методы обследования ребенка применяются уже на стадии явного речевого дефицита, когда на его преодоление уходит гораздо больше сил. Неврологическое обследование (в силу малого возраста обследуемых, затрудненного контакта) не всегда может полноценно описать картину имеющихся нарушений. Невролог, обладая знаниями для топической постановки диагноза и разбираясь в этиологии и патогенезе речевых нарушений у данного конкретного ребенка не разбирается в тонкостях речевой диагностики. Логопед же не выявляет причин имеющихся речевых нарушений, зачастую не обращает внимания на топический уровень поражения ЦНС. В  результате не обеспечивается должная преемственность, нет единого понимания проблемы в каждом конкретном случае, возникают сложности по выбору методики коррекции, эффективной терапии.

Аллопатическая медицина, как правило, во всех случаях предлагает стандартный набор методик и препаратов. Препараты, используемые в лечении оказывают отсроченный эффект, проявляющийся лишь через 3-4 недели постоянного приема, с необходимостью повторных курсов. При этом каждый из специалистов, ведущих ребенка, лечит определенный набор симптомов., соответствующий узкому профилю данного специалиста.

В этих условиях становится актуальным применение остеопатических методов диагностики и лечения детей, позволяющих интегративно оценить состояние организма, еще на этапе пред- и раннего речевого развития и с высокой достоверностью указать на возможность развития речевых нарушений в будущем, а также предлагающих техники локальной (на уровне головного мозга) и глобальной коррекции выявленных нарушений.

Возможно ли решить проблему в более старшем школьном возрасте?

Один из базовых принципов остеопатии гласит, что любой организм обладает колоссальными возможностями тонкого и мощного самовосстановления. Задача остеопата состоит лишь в том, чтобы устранить грубые барьеры, мешающиеорганизму проделать эту сложную работу.

В более старшем возрасте лечение будет занимать больше времени, а его результат –  зависеть от степени органических повреждений. Однако, пока организм ребенка еще не полностью сформирован, всегда существует вероятность восстановить его нормальные функции с помощью остеопатического лечения.

Прогноз результатов лечения и его продолжительности в каждом случае индивидуален, зависит от степени нарушений, совместных усилий остеопата, логопеда, психолога (при необходимости), родителей ребенка.

Вот некоторые примеры остеопатического лечения задержки речевого развития, дающие представление о его продолжительности и результатах:

Мальчик, 3,5 года.

Жалобы на первом приеме: не говорит связно, выговаривает отдельные слоги, хотя понимает все, что ему говорят, гипервозбудимость.

Курс лечения: 4 сеанса 1 раз в неделю, затем 5 сеансов 1 раз в месяц.

К концу лечения: выговаривает слова, постепенно увеличивается словарный запас, улучшился сон и мелкая моторика.

 

Девочка, 3 года.

Жалобы на первом приеме: не говорит связно, выговаривает отдельные слова, сильная аллергия, нарушена функция печени.

Курс лечения: 4 сеанса 1 раз в неделю, затем 6 сеансов 1 раз в месяц.

После 3-х сеансов нормализовалась функция печени, ушла аллергия, к концу лечения начала разговаривать.

 

Мальчик, 10 лет.

Жалобы на первом приеме: задержка речевого и психомоторного развития. Учится в коррекционной школе.

Курс лечения: 2 сеанса через неделю, 3-й сеанс через 2 месяца. Мальчик приезжал с родителями из другого города и получил всего три сеанса лечения из-за отсутствия возможности у родителей возить ребенка к врачу. На 3-м сеансе наблюдалось улучшение речи,  родители отмечали повышение социализации.

См. также материал «Случай лечения задержки речевого развития»

В нашем центре действует  льготная программа для детей от 3-х до 10-ти лет с задержкой речевого развития. 

  Вы можете задать вопрос врачам нашего центра здесь. Служба поддержки гарантирует письменный ответ в течение суток.


Возврат к списку

© Центр «ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ» 2015

Разработка сайта мед. организации
Крупное Дело