Сколиозы (ч.2, детские)

Сколиозы (ч.2, детские)
10.04.2018
   Что происходит при падении на копчик, появлении неправильного прикуса, после школьных драк, простуд, и при недостатке двигательной активности.
(Из интервью с врачом –остеопатом Романом Анатольевичем Чёрным) 

- Роман Анатольевич, мы говорили о том, что детские сколиозы часто закладываются еще при рождении, в результате родовых травм. А существуют ли другие причины появления сколиозов у детей? 
- Конечно существуют. Это и травмы (ушибы, растяжения, вывихи, переломы), и последствия оперативных лечений, прежде всего полостных операций. Одна из причин - микротравматизм, из-за которого возникает спазм мышц, а этот спазм, в свою очередь, может в процессе развития ребенка сформировать сколиотическую дугу. 

...ТРАВМЫ... 
- О какого рода травмах мы говорим? О травмах позвоночника или каких-то еще? 
- Нет, не только о травмах позвоночника, а о самых разных, начиная с ног. Человек – это прямоходящее существо, которое в процессе движения опирается на ноги. Опорно-двигательный аппарат – это единая система. Соответственно, на форму позвоночника может влиять не только травма любого его отдела, но и травма стопы, голени, голеностопа, колена, а также переломы ключиц, черепно-мозговые травмы (сотрясения, ушибы головного мозга). Все они могут приводить в последующем к формированию сколиоза. 
- А как травма ключицы, или, например, ушиб ноги может привести к сколиозу? 
- В силу связей внутри системы. Возьмем, например, травму ключицы. Если это перелом, то влияние на позвоночник идет через анатомическую связь ключицы и шейного отдела позвоночника, ключицы и грудного отдела позвоночника, через грудину, через ребра. Шее передаются напряжения непосредственно через мышцы, которые крепятся к ключице, а во время травмы происходит их спазм.. Спазм приводит к укорочению конкретной мышцы и формированию дуги в шейном отделе позвоночника. А к этой дуге вынуждены адаптироваться все дуги позвоночника. 

- Удивительно, как по цепочке одно событие влияет на все тело.. И в течение какого времени это происходит? Недели, месяца, пока заживает? 
- Нет, если эту проблему не убирать, влияние будет сохранятся постоянно, и изменения в теле будут происходить непрерывно. Со временем они будут все более заметны. Особенно, если в процессе меняется ось движения ключицы, происходит ее укорочение или было оперативное лечение этого перелома с помощью остеосинтеза…. В любом случае меняется подвижность, изменяется геометрия. Соответственно, эти микро-микро-изменения могут влиять на микро-микро подвижность шейного отдела позвоночника, шейно-грудного перехода, происходит функциональная подстройка одного сегмента под другой. 

...ПАДЕНИЕ НА КОПЧИК...
- Давайте поговорим о такой распространенной травме, как падение на копчик. Что происходит после того как ребенок упал на копчик? 
- Здесь есть варианты. Смотря как упасть. Например, повезло упасть «поджав хвост» или же удар пришелся непосредственно на копчик, повредил его.. Повреждение копчика сразу меняет положение мышц тазового дна, положение крестца. Это в свою очередь запускает систему адаптации в поясничном отделе позвоночника. Поясничный отдел передает напряжения выше…вся эта конструкция обладает очень сложной биомеханикой, особенно между 5-м поясничным и 1-м крестцовым сегментами. Поскольку крестец до 16-25 лет пока не полноценная кость, между сегментами присутствует еще хрящевая (и очень подвижная) ткань. Поэтому в этом месте очень легко сместить все сегменты при ударе. Последствия во многом зависят от изначального состояния позвоночника и тканей, тех сил, которые приложены во время удара. 

- То есть можно сказать, что если было чувствительное падение на копчик, это может привести к сколиозу? 
- Да. Если расспрашиваем подробно, и нам говорят, что было падение ребенка на попу и при этом 2-3 дня, или даже больше, болела попа, и невозможно было сесть, и сложно было ходить, это говорит о том, что была значительная травма. Минимум ушиб, а то и перелом копчика. А такие повреждения ведут к формированию сколиозной дуги. 
Падение на копчик приводит к появлению так называемого восходящего типа сколиоза. А бывает еще нисходящий тип, когда повреждение случилось на уровне головы или шеи, и подстройка остальных сегментов идет сверху вниз. 

...ПРИКУС...
В остеопатии мы рассматриваем определенные этапы жизни, этапы формирования скелета. В возрасте до 5-7 лет идет активный рост костей черепа. Это еще неплотные кости. И формирование вертикальной позы человека происходит только к 12-ти годам. 
Когда идет полное сращение костей верхней челюсти, устанавливается ось движения челюсти слева и справа от клыка (одна часть – это то, что идет к носу, другая - то, что идет к уху). И повреждения в этой области тоже могут повлиять на положение головы . 
Формирование прикуса - очень важный компонент, влияющий в конечном счете на осанку человека. Нарушение прикуса приводит к нарушению позы человека. 
- То есть сколиозы могут являться следствием стоматологических проблем? 
- Да.. Во время формирования прикуса, или смены прикуса, или когда у ребенка рано удален молочный зуб и на его место вовремя ничего не поставлено. Соответственно, те молочные зубы, которые остались, начинают разъезжаться, занимать свободную нишу. Почему? Потому что нужна опора для верхней и нижней челюсти. У нас жевательные мышцы всегда в тонусе, рот закрыт, зубы должны на что-то опираться. Если опоры не хватает, организм начинает искать эту опору, зубы разъезжаются, распределяясь равномерно на свободное место. И потом постоянному зубу туда вылезти очень сложно, потому что места нет. И приходится бежать к ортодонту за помощью. А на самом деле надо было что-то предпринимать еще тогда, когда был удален зуб. Сейчас при удалении молочного зуба ставят временные протезы…. 

Как видите, список причин возникновения сколиозов довольно большой. 
- Мы все-таки можем их сгруппировать: родовые травмы, травмы во время роста и формирования осанки, стоматологические проблемы.. 

...ПРОСТУДНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ...
- Есть еще одна группа - последствия заболеваний дыхательных путей. 
Могу привести пример… Образование гиперлардоза, гиперкифоза, усиление дуг шейного, грудного, поясничного отделов – все это происходит из-за аденоидов. 
- Как? 
- Нарушается носовое дыхание. Для того чтобы вдохнуть, ребенок вынужден открывать рот. Открытый рот предполагает смещение нижней челюсти. Соответственно изменяется тонус и немного голова подается вперед. Из-за этого формируется сутулость, увеличение шейного лардоза и грудного кифоза. ..сутулость и даже горбатость… это просто аденоиды, 3-я и 4-я степень. 
И примерно тот же механизм при нарушении прикуса ребенка. Нарушение соотношения верхней и нижней челюсти, височно-нижнечелюстной сустав страдает и 1-й, 2-й шейный позвонки. Это единая система, которая подчиняется единой биомеханике тела. 
- А нарушение прикуса из-за чего возникает? 
- Причинами нарушения прикуса может быть как зубной ряд, аномалии развития зубного ряда, верхней или нижней челюсти, так и положение косточек головы. Верхняя челюсть, условно говоря, управляется клиновидной косточкой,… 
- Так это мы возвращаемся к родовым травмам? 

...ТРАВМЫ ГОЛОВЫ...
- К родовым, и к черепно-мозговым. Удар пришелся на переднюю часть головы или на заднюю часть головы, например. Боковое смещение… 
- А обычное сотрясение может повлиять? 
- Да, мы об этом и говорим…появляются головные боли, ребенок плохо спит.. 

- То есть скрытые сотрясения могут привести к изменению прикуса, а потом к другим последствиям.. 
- Да, вопрос времени, сколько это будет адаптироваться, процесс может продолжаться несколько лет. И придем к тому, что к 15-16-ти годам появилось искривление, нарушение осанки. 
- Удар, а через несколько лет появляется сколиоз? 

...ШКОЛЬНЫЕ ДРАКИ...
- Да, все эти драки, которые происходят, особенно до 12-ти лет, удары в челюсть, верхнюю челюсть.. 
- То есть если ребенок пришел с синяком под глазом, стоит прийти и посмотреть, не сместилось ли чего-нибудь? 
- Конечно. Это достаточно серьезный удар. Некоторые мамы понимают это и приводят ребенка сразу. И не только после драки. Ребенок упал, ударился головой. ..обращают внимание, что он сразу стал хуже спать, плохо засыпать. Здесь еще стоит обратить внимание – если что-то резко поменялось после травмы, это говорит о том, что появилась какая-то дисфункция. Он еще не может понять, но вдруг в его поведении что-то изменилось. Стоит проанализировать, когда это было, возможно после удара или падения… 

...ОГРАНИЧЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ...
- Мы сейчас говорили о нарушениях, которые произошли во время движения. А существует ли в детском возрасте проблема недостатка движения? 
- Существует. Сейчас есть такая тенденция, например, что где-то с 3-х лет детей начинают активно обучать. Чему-нибудь. Всему. При этом забывают, что с 3-х до7-ми лет на первом месте должна быть его подвижность. Водят ребенка в разные кружки, где рисуют, пишут, читают, где нужно сидеть. Когда много сидят в этом возрасте это тоже беда. 
- Что такое много сидеть? Сколько минут? 20-30-45? 
- В разном возрасте разные сроки.. В 3 года 15-20 минут – и все, ребенку надо двигаться. Его тело растет, оно требует движения. Когда мы начинаем его в статику загонять…ну, соответственно мы статику и получим. 
- Что мы можем получить? 
- Когда мы садимся, у нас выпрямляется поясничный лардоз, что препятствует формированию нормального поясничного изгиба, увеличивается нагрузка на поясницу, на межпозвонковые диски. Условно мы садимся на переднюю колонну позвоночника, создается давление на диски, не происходит нормальной амортизации. И может сформироваться сколиоз. Зависит от того, как долго он сидит, в какой позе, положение рук… 
- А в школе детей за парту усаживают с 6-ти. 7-ми лет..и на 45 минут.. 
- Нет, в первых классах обучение идет 40 минут. Но это все равно много. Ограничение движения, которое длится больше получаса – это много. Я не зря сказал - с 3-х до 7-ми лет. Не надо ребенка раньше отдавать в школу. Не всегда это полезно. Понятно, что требования при поступлении в школу сейчас очень большие, в 1-м классе ребенок должен уметь много. 
- А вот имеет ли смысл при подготовке ребенка к школе проверять его позвоночник, готовить его к занятиям? 
- Да, обязательно. Потому что изменяется характер его двигательного поведения…40 минут сидим, вопрос удобства этой парты, удобство стула, дети приходят разные по росту. И даже если есть возможность парты подгонять, все равно их за ней сидит двое. Индивидуально в школах к этому не подходят, я с таким не сталкивался. 
- Тогда скорее стоит показать ребенка не перед школой, а в первые какие-то месяцы начала обучения? 
- И перед школой тоже. Здесь дело не только в правильной осанке, еще - вопрос обучаемости. А она может снизиться при появлении дополнительной нагрузки, если вовремя не поправить. Есть смысл и перед школой показать, и во время обучения. Если мы видим, что ребенок не справляется с нагрузкой, стоит показать, чтобы это на раннем этапе исправить….первые три-четыре класса. Если что-то не доучили, это все накапливается, и потом нам уже становится сложнее. Мы можем остеопатически улучшить восприятие информации и память. Улучшая кровообращение, приток и отток крови, мы улучшаем функциональные возможности головного мозга. 
- Как часто надо школьников показывать остеопату? 
- Для профилактики – раз в 3-4 месяца приходить. Если какие-то есть проблемы, ребенок функционально не справляется – тогда уже в индивидуальном порядке решаем. Перед школой за месяц. Если внешних проблем нет, родителям стоит проявить внимание на обычных осмотрах. В любом случае, ортопед осматривает перед школой. Если ставят нарушение осанки – лучше показаться остеопату. 

 Продолжение следует…. 

Возврат к списку

© Центр «ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ» 2015

Разработка сайта мед. организации
Крупное Дело