Интервью с неврологом, врачом-остеопатом Натальей Владимировной Марковой
Наталья Владимировна начала применять остеопатические методики в лечении своих пациентов уже имея за плечами большой опыт работы неврологом в стационаре. Ее опыт врача-невролога – почти 15 лет в приемном покое и реанимационной палате Елизаветинской больницы, в основном с инсультными больными.
- Наталья Владимировна, почему Вы стали применять методы остеопатии в своей работе?
- Про остеопатию я знала давно, в кругу нашей семьи есть остеопат, который освоил этот метод лечения еще в то время, когда остеопатия только появилась в России. Но впервые пришла за помощью к остеопату в 2005 году. Пришла сразу после родов, сама как пациент, для профилактики осложнений, и ребенка показать.
Потом через несколько лет снова возникла необходимость в остеопатическом лечении. Но сначала я обратилась за помощью к классической медицине, к своим коллегам, в том числе и тем, которые меня учили неврологии. К сожалению, в отношении себя эффекта не увидела. И уже теперь я понимаю, что даже если диагноз и был выставлен верный, то подход был выбран неправильный. А эффективную помощь я и мой ребенок получили в остеопатической клинике. И мне там сказали: ты невролог, ты должна быть остеопатом. Я и сама давно думала об этом, потому что я видела, какие результаты.
- Что дает неврологу владение остеопатическими методами лечения?
- Прежде всего, профессиональный рост. Когда я стала остеопатом, эффективность моей работы как невролога существенно улучшилась. Сейчас, оглядываясь назад, я могу сказать, что зачастую в неврологии реальная помощь пациентам заканчивается на диагнозе. Или же проблема решается временно, локально, с помощью таблетированных препаратов или блокад, для снятия боли. Не рассматривается организм в целом. Ключ эффективности остеопатического лечения в том, что эта наука как раз рассматривает организм в целом, включая личность пациента.
- С какими неврологическими диагнозами стоит обращаться за остеопатической помощью?
- В неврологии много остеопатических пациентов. Кроме того, остеопатия помогает дифференцировать диагностику, например того же самого острого нарушения мозгового кровообращения. То, что называют инсультом.
…ИНСУЛЬТЫ…
Самая распространенная ситуация – та, с которой я сталкиваюсь, например, в приемном отделении Елизаветинской больницы. Я сижу в смотровой, куда привозят больных с подозрением на острое нарушение мозгового кровообращения. Например, часто ставится преходящее нарушение мозгового кровообращения в вертебробазилярном бассейне. А это в большинстве случаев (у меня даже дипломная работа по остеопатии была этому посвящена) просто венозная дисгемия, нарушение венозного притока и оттока. У человека тошнота, головная боль…естественно, что в классической неврологии его привозят с диагнозом преходящее нарушение мозгового кровообращения.
- И в неврологи как это лечат?
- Капельницы, корректировка давления, соответствующее дообследование сосудов…
- А остеопаты как лечат?
- Остеопаты находят и убирают первоначальный блок (прим: «блок» - условное название участка структуры, где нарушено нормальное кровообращение и нормальная подвижность, появился спазм или отек тканей). Они работают руками с зоной блока, создавая условия для улучшения оттока. Локализация может быть разной – шея, голова, диафрагма, структуры, через которые проходят магистральные сосуды. Существует много техник, которые нормализуют вегетативный тонус и систему кровообращения, много методик для обнаружения и устранения блока. Таким образом, в большом количестве случаев можно человека отправить с улучшенным самочувствием домой, а не на больничную койку. Наверное, добрая половина пациентов, которые потом к нам приходят – это из приемного покоя больницы, тех, которых когда-то доставляли с инсультами или еще с какой-то проблемой.
- А если уже случился инсульт?
- Если уже инсульт случился, то там для остеопата больше работы в отдаленном периоде реабилитации. Это целая комплексная задача… например, если после инсульта повышен тонус в конечностях, для лечения существует специальный комплекс остеопатических методик, для других осложнений применяются другие соответствующие методики. Это целая большая область остеопатии, которую можно назвать восстановительной.
- Вы сказали, что остеопатия помогает так же и в диагностике. То есть вы уточняете неврологические диагнозы с помощью остеопатичского обследования?
- Можно сказать и так.. я считаю, что остеопатия помогает и в диагностике, и в лечении. Говоря проще, посудите сами, что лучше: химическими препаратами испортить печень, желудок или помочь руками…
Например, если вернуться к преходящему нарушению венозного кровообращения… когда у человека присутствует блок венозного оттока и ему еще прокапать сверху капельницу, иногда это приводит к ухудшению состояния, из-за лишнего объема жидкости. По стандартам такие пациенты находятся в больнице, в зависимости от состояния, 5-10-14 дней. 14 – это уже ближе к малому инсульту, если симптоматика задерживается больше, чем 72 часа…
- То есть нарушения мозгового кровообращения в худшем варианте могут привести к инсульту?
- Это считается прединсультным состоянием. По классификации нарушений мозгового кровообращения, инсульт может определяться как преходящий, собственно свершившийся инсульт, малый инсульт, или большой инсульт.
-Если у пациента еще инсульта нет, но присутствуют вот эти предвестники, то сколько остеопатических сеансов надо пройти, чтобы нормализовать кровоток?
-Это комплексная проблема, потому что у человека просто так не случается нарушение мозгового кровообращения. Т.е. к этому что-то привело. Либо гипертония, либо пороки сердца, либо перенесенные какие-то заболевания, травмы… То есть этому что-то предшествовало. Не бывает инсульта или преходящего нарушения кровообращения на ровном месте. Сначала надо выяснить, что привело этого пациента к данному конкретному состоянию. Если у человека врожденный порок сердца, нарушение свертываемости крови, то здесь остеопатия может использоваться как дополнительный метод. То, что касается инсультов - это материал для целой лекции…
- Нет ли противостояния между неврологами и остеопатами?
- Не должно быть такого противостояния. Наша задача подружить эти две области и показать, что остеопатия помогает больным с неврологическими диагнозами, и что можно сочетать методы. Любой невролог должен быть остеопатом, тогда это будет более эффективно.
- Один из часто задаваемых вопросов – это количество сеансов. Например, головные боли.
…ГОЛОВНАЯ БОЛЬ…
- В причины не буду вдаваться… Есть виды головных болей, которые поддадутся остеопатической коррекции уже после первого сеанса. Человек встанет со стола и уйдет без головной боли. Так, как это сейчас бывает в приемном покое.
- А если говорить о хронических мигренях?
- У мигрени есть генетически обусловленные причины и есть, например, блок определенных швов черепа, которые приводят к нарушению циркуляции определенной артерии головного мозга, которое дает этот приступ. Эти случаи поддаются коррекции. Есть остеопатические методики, которые проводят коррекцию врожденных патологий.
- Это дает устойчивый эффект?
- Коррекция устойчивая. То есть блок убирается, и надолго убирается эта головная боль. Но мы ведь живем, и в нашей жизни происходят разные события. Иногда человек может повторно получить этот блок – упасть, понервничать, например, удариться головой, в конце концов. В основном, по количеству сеансов, если брать в общем все проблемы, то это примерно от трех до пяти сеансов в среднем. Дальше все зависит от индивидуальных особенностей. Бывает, например, на первом сеансе я вижу, что организм уставший, что он не способен в полном объеме воспринять это остеопатическое лечение сейчас. Организм тоже должен быть готов в полной мере отреагировать на лечебное воздействие. Поэтому у каждого должен быть свой индивидуальный график. Именно поэтому мы кому-то говорим прийти через неделю, кому-то через две, кому-то через месяц, кому-то через полтора… Тоже касается и продолжительности сеанса. Мы же в среднем пишем 45 минут. А на самом деле кому-то 10 минут достаточно, а кому-то и 45 мало. Это просто среднее время - 45минут. Потому что остеопатия – она индивидуальна. Это не так, как в классической медицине – вот прием 10 минут, вот диагноз, все по протоколу. Здесь невозможно создавать стандартные протоколы….чем мне нравится остеопатия – это именно тем, что она подходит к каждому человеку индивидуально.
- Мы рассмотрели сейчас голову, но наверняка к вам приходят и со спиной, и с поясницей, и с проблемами позвоночника, верно?
…ГРЫЖИ…
- Да, верно. Вот например, грыжи. «Оперироваться мне или не оперироваться?» Пациенты с грыжами приносят снимки, почти всегда задают этот вопрос. Мое мнение – не оперироваться, пока есть возможность корректировки. И потом, само оперативное лечение что сделает? Уберет грыжу. После оперативного лечения, даже самого современного, нейрохирургического – там все равно остаются спайки. Это говорит о том, что в любом случае там все равно нарушен кровоток, нарушены ткани. Нейрохирурги просто уберут локально грыжу, которая перестанет давить на нервные окончания – и все. Но, они не уберут проблему… Почему? Просто так грыжа не возникает. К ней приводят какие-то проблемы- либо нарушение равновесия, либо какие-то травмы, либо еще что-то. Они не возникают на пустом месте. Грыжа возникает там, где нарушены соотношения нормальной нагрузки. То есть должна быть равномерная нагрузка именно на ту часть позвонка, которая к этому приспособлена, и на тот позвонок, который предназначен для этой нагрузки. Грыжа появляется, когда нагрузка превышена, или же она смещается, например, на более заднюю часть позвонка, или наоборот, на переднюю… И как правило, у нас грыжи где? В переходном месте – поясница – крестец. L3-L4, L4-L5. Поэтому нейрохирурги грыжу уберут, а проблема у человека останется. Дальше что? Здесь грыжу убрали, на какое-то время ему станет легче. Но недаром же потом возникает рецидив, нагрузка может перейти на другой позвонок, и тоже самое возникает рядом.
-Часто возникают рецидивы? Вот человеку отрезали грыжу, он живет дальше.
-У меня нет статистических данных, как у нейрохирургов. Но, например, есть устный обмен информацией среди моих коллег, которые прооперировали себе грыжу, или из общения со специалистами в нейрохирургической области. Можно обобщить, что довольно часто бывают рецидивы. Особенно у людей с излишней массой. Бывает по-разному, у кого-то через полгода, у кого-то через год…
- Чем может помочь остеопат уже прооперированному человеку?
- Остеопат может помочь, во-первых, предупредить рецидив грыж, насколько это возможно, в зависимости от проблемы человека, если он не хочет оперироваться. В зависимости от проблем, приведших к грыжеобразованию, снять болевой синдром и надолго оттянуть оперативное лечение.
Лично для меня, как для человека, отвлекаясь от неврологии, оперативное лечение целесообразно, когда вот уже ничего другое не помогает.
- А есть варианты запустить обратный процесс?
- Грыжу обратно уменьшить остеопатическим лечением? Нет, обратно уже не получится, меньше грыжа не станет. Есть возможность, чтобы она не увеличилась дальше.
- Ну а если человек с грыжей пришел к остеопату, лечение прошло хорошо, процесс остановлен… но а боли-то все равно останутся, от того что она там выступает и подпирает, поддавливает нерв, или нет? Снять эти боли есть возможность без фармпрепаратов?
- Как раз смысл в том, что убирается болевой синдром.
- А за счет чего он убирается, если грыжа остается на месте?
- Убирается за счет того, что перераспределяется нагрузка на другие позвонки. Ну давайте возьмем пример, если грыжа уже достаточно большая, если она давит на дуральный мешок, твердую мозговую оболочку и корешки…у человека формируется соответствующая болевая поза и все – больно. Что делает остеопатическая коррекции? Во-первых, убирается отек, что снимает болевой синдром, перераспределятся нагрузка, уходит раздражение твердой мозговой оболочки, улучшается венозное и артериальное кровообращение вокруг самого корешка. И вот этот конкретный сегмент «позвонок-диск-позвонок» становится более стабильным. Правильно распределяется осевая нагрузка на этот позвоночный двигательный сегмент. И корешок менее задавлен там, где он выходит, у него улучшается и кровоток, и лимфоток, и раздражение уходит.
- Несмотря на то, что сама по себе картинка остается прежней?
- Нет, если позвонки выравниваются, картинка может немного измениться. Смысл в том, чтобы улучшить состояние этого конкретного корешка, который страдает. Боль возникает, потому что есть отек самого корешка, а уходит она за счет снятия отека и за счет того, что мы снимаем напряжение, блок с твердой мозговой оболочки.
- Что означает блок в данном случае?
- Блок – это место, где отсутствует нормальная подвижность, или вообще отсутствует какое-то движение. Там, где грыжа, там присутствуют спайки, блок на уровне этого позвоночного двигательного сегмента. Из позвоночного отверстия выходит корешок с сосудами. Грыжа ущемляет корешок, ущемляет сосуды. Рядом твердая мозговая оболочка. Она может сдавливаться. И за счет того, что есть отек вокруг корешка, в дальнейшем могут еще и дополнительно спайки образовываться, происходит локальный спаечный процесс. Жесткий блок там, где существуют спайки твердой мозговой оболочки. С точки зрения остеопатии, там, где существует здоровое движение, здоровый кровоток (то есть приток и отток) – там нет болезни, нет отека. Если все нормально двигается, функционирует, там никогда болезни не возникнет. Блок – это участок с отсутствующим или неправильным движением. Поэтому что делает остеопат? Он создает условия для снятия напряжения твердой мозговой оболочки, устранения отека… Для этого применяются различные вегетативные техники, с воздействием на локальный сегмент. Здесь рядом еще проходят вегетативные цепочки, которые могут влиять на кровоток в сосудах вокруг этого корешка. Убирается отек, соответственно убирается боль. Техник много. Если говорить, например, о структуральной технику. Она поставит на место позвонки. Уберет напряжение и отек. Техники на вегетативных ганглиях улучшат состояние кровообращения. И все это в комплексе ведет к тому, что твердая мозговая оболочка чувствует себя свободно на протяжении всего участка между затылком и крестцом. Тогда наш пострадавший сегмент начинает лучше кровоснабжаться, лучше двигаться, и поэтому уходит боль. И если пациент действительно хочет сохранить эффект лечения, он будет физическими упражнениями укреплять мышечный каркас, чтобы поддерживать здоровье. И то, что остеопат освободил, останется в этом состоянии.
Также, существует множество техник, которые связаны с ликвором, так называемые ликвородинамические техники, все это также улучшает состояние проблемной зоны. И самое главное – если здесь будет правильная нагрузка на позвоночный двигательный сегмент, грыжа не увеличится.
А без лечения как себя ведет грыжа? Сначала 3 мм,потом 5, потом все, дошел до операционного стола.
- Вы совсем не используете фармакологию?
- Бывает, но очень редко. Если использую, то гомеопатические препараты. В крайнем случае, те, которые воздействует на соединительную ткань. Есть гомеопатический препарат, который меняет каскад воспалительных реакций, приводящих к повреждениям. Когда идет отек корешка, там возникает повреждение клеток, они выбрасывают в итоге очень много активных веществ, когда эти клетки погибают в результате отека. Что, собственно и приводит к спайкам, и другим последствиям… Я иногда применяю препарат, который как раз вмешивается вот в этот каскад воспалительных реакций. Или другой, который улучшает состояние хряща. Я это использую в единичных случаях…у кого? Например, если пациент с длительным хроническим болевым синдромом, для ускорения облегчения состояния. Когда эффекта от остеопатического лечения пришлось бы ждать несколько дольше. Гомеопатия остеопатии никак не противоречит. Я использую это редко и не люблю, потому что уколы – это все равно нарушение целостности. Это не значит, что остеопатически было не справиться, но сочетание с гомеопатией в данном случае сокращает длительный курс лечения.
…ДЕТСКИЕ ПРОБЛЕМЫ…
- Хотелось бы коснуться еще детской темы. У Вас бывают дети в качестве пациентов?
- Да, приносят малышей с перинатальными повреждениями, которые лучше убрать сразу, и у них это легче поддается коррекции. И во взрослой жизни потом не будет проблем. Логопеды направляют детей с речевыми нарушениями. В возрасте постарше приводят детей с нарушениями осанки, школьными проблемами, и тех, которые занимаются спортом, когда у них что-то случается в процессе тренировок. Частые жалобы – нарушение режима сна и бодрствования. Кроме того, сейчас появилось очень много детей с неврологическими проявлениями, связанными с проблемами семьи, видимо потому, что родители находятся в стрессе. Таких я лечу совместно с родителями. Дети приходят с диагнозом «гиперкенез», жалобами на непроизвольные движения рук, ног, тики. Как правило, они прошли все анализы, сделали электоэнцефалограмму, получили диагноз, назначения стимулирующих препаратов, которые, зачастую, усугубляют ситуацию. А там совсем другие проблемы, которые хорошо поддаются остеопатическому лечению. Возраст 9-10-11 лет.
- Родители соглашаются?
- Ребенку легче становится, конечно они соглашаются. Я им просто объясняю, почему.
- Как Вы работаете с родителями?
- В зависимости от проблемы родителей. Что у них есть. Я естественно, не решаю семейный конфликт. Но человек становится спокойнее в ходе остеопатического лечения, и он по-другому уже сам воспринимает эту проблему в семье. У него появляется возможность ее адекватно воспринять, он набирается сил, становится здоровее, сильнее, спокойнее, и естественно способен изменить свое отношение к ситуации, найти решение. Я не психолог, но косвенно получается, что делаю работу психолога. Но я всегда объясняю, почему так.
Здоровье детей очень зависит от самочувствия родителей. С самого начала, часто орущие маленькие дети – у обеспокоенных, нервных родителей. Ребенок не будет спокойно спать, пока мама вот такая вся дерганая. Между матерью и ребенком очень сильная эмоциональная связь. Не зря же рекомендуют готовиться к беременности, а потом во время всего срока наблюдаться у остеопата. Он ведь не только таз правит, он как раз помогает создать контакт между матерью и ребенком еще в утробе. Потом они рождаются. Если мать в нервозном состоянии после родов, ребенок не будет спокойным, даже если ему вылечить все его внутрикостные повреждения. Психологически и физически, ребенок до 9 лет, даже больше (у всех детей по-разному) остается связан с матерью. Поэтому стараюсь объяснять, почему иногда необходимо именно семейное лечение.
…ПАНИЧЕСКИЕ АТАКИ…
Есть еще одна категория пациентов, которым, фактически, не может помочь современная классическая медицина, а остеопатические методы для них эффективны. Эти люди, у которых бывают панические атаки. Это вообще отдельная тема. Сейчас очень много таких. Они ходят по больницам, их лечат различными антидепересантами… Люди боятся лишиться работы, боятся, что их признают ненормальными, боятся признаться в своем диагнозе. Их лечит кто угодно – гастроэнетролог, невролог, еще кто-то…часто они остаются брошенными, классическое лечение не дает результатов. Возраст 25-45, и мужчины и женщины. У нас, к сожалению, нет нормальной психологической помощи. Эти явления могут, если их вовремя не убрать, привести к органической проблеме – гипертонии, например…инфаркты в 40 лет. Для таких пациентов эффективно остеопатическое лечение. Курс лечения здесь довольно длительный. Оно заменяет эти антидепрессанты, которые обычно назначают, постепенно приводя организм в норму. Это вообще отдельная статья и отдельная беседа. Я очень люблю неврологию, еще больше люблю остеопатию, могу говорить до бесконечности…
Страница врача